Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИЛ
51, С. 117-125 опубликовано: 23 января 2023г.


Содержание

НИЛ

Нил (Исакович), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Ок. 1870 г.
Нил (Исакович), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Ок. 1870 г.

Нил (Исакович), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Ок. 1870 г.

(Исакович Николай Федорович; 9.12.1796 (по др. сведениям, 9.12.1798 или 9.12.1799), с. Орехи Оршанского у. Могилёвской губ.- 21.06. 1874, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника Николаевской ц. (отец скончался до рождения сына) и его жены Марфы Ивановны (в 1848 над могилой матери в Гродно Н. установил ц. во имя прп. Марфы). Н. Ф. Исакович обучался в Оршанском ДУ и Могилёвской ДС. В 1821 г., как лучший ученик, был направлен в СПбДА. 22 авг. 1825 г. вместе с товарищами по курсу Яковом Никольским (впосл. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский митр. митр. Исидор) и Андреем Соколовым (впосл. Казанский и Свияжский архиеп. Афанасий) ректором еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Н. Ф. Исакович был пострижен в монашество с именем Нил в честь прп. Нила Столобенского. По словам Н., на исповеди накануне пострига духовник-схимник назвал его «диаволом» за то, что Н. вошел в келию духовника, не прочитав перед дверью положенной молитвы, и за то, что крестился и одновременно кланялся: «Зачем ломаешь крест Христов? Ты должен сначала положить на себя крест, а потом уже сделать поклон» (Самчевский. 1894. С. 99). 27 авг. того же года Н. был рукоположен во диакона, 29 авг.- во иерея.

В 1825 г. окончил СПбДА старшим кандидатом с правом получения степени магистра по выслуге 2 лет в духовном ведомстве. 5 сент. того же года назначен инспектором Черниговской ДС и профессором философии (в те годы курс читали на лат. языке). 5 нояб. 1827 г. Н. был удостоен степени магистра богословия, получил золотой магистерский крест нового образца: «...вместо тернового венца на перекрестии лик Нерукотворного образа». В Чернигове особенно был дружен с профессором семинарии И. А. Самчевским, к-рого знал по учебе в академии и с к-рым «почти до конца жизни» состоял «в приятельской переписке». По отзыву Самчевского, «при отличных способностях» Н. «знал все предметы академического учения и в семинарии очень хорошо преподавал философию, и инспекторскую должность исполнял с достоинством» (Там же. С. 97).

8 мая 1828 г. Комиссией духовных уч-щ Н. был назначен бакалавром философских наук и инспектором КДА, одновременно ректором КДА назначен ректор Вифанской ДС архим. Павел (Березин), скончавшийся 23 июля, вскоре после приезда в Киев. 23 авг. того же года ректором КДА стал архим. Смарагд (Крыжановский). 24 дек. Н. утвержден членом академической конференции и цензурного комитета. В июле 1829 г. он ревизовал Полтавскую ДС и Харьковский коллегиум. 2 сент. 1830 г. переведен на должность ректора Ярославской ДС, 12 окт. назначен настоятелем Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря и возведен в сан архимандрита. 30 нояб. 1830 г. покинул Киев. В семинарии читал догматическое и нравственное богословие. В 1831 г. назначен членом Ярославской консистории и цензором проповедей. В июне 1834 г. инспектор Московской ДС иером. Филарет (Гумилевский), к-рый ревизовал Ярославскую ДС, отметил, что ректор лично просматривает студенческие сочинения. Иером. Филарет указал также на то, что Н. успешно управляет «экономической частью» семинарии. В 1832 г. при семинарской больнице Н. открыл аптеку, приносившую семинарии доход, по его указанию был посажен небольшой сад.

В янв. 1835 г. Н. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 16 нояб. 1835 г. назначен Вятским и Слободским и 8 дек. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского в Воскресенском Смольном соборе митрополитами Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Серафимом (Глаголевским), Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым), бывшим экзархом Грузии Ионой (Василевским (Васильевским)) и еп. Ревельским Венедиктом (Григоровичем). На Н. были возложены «красно-бархатная митра» и «панагия, украшенная зелеными листиками с серебряною цепочкою». После хиротонии Н. пожаловано «парчевое, по красному полю, облачение» (впосл. он завещал это облачение в архиерейскую ризницу Ярославской епархии).

В кон. дек. 1835 г. Н. покинул столицу, 16 янв. 1836 г. прибыл в Вятку. Первые месяцы его служения прошли в чтении и подготовке рапортов, донесений, отношений и предписаний, изучении неизвестного ему инородческого мира. Предшественник Н. еп. Иоанникий (Образцов) за «мягкость характера» и «нерачительность» в исполнении предписаний Синода был переведен на Уфимскую кафедру. При нем на территории епархии увеличилось число раскольников.

Главное - миссионерское - направление служения Н. на Вятской кафедре было предопределено указом Синода от 17 марта 1836 г. Архиерею поручалось лично обозревать вотские приходы, направлять в Синод сведения о состоянии крещеных вотяков, о числе «еще язычествующих», о предпринимаемых мерах, а также о благонадежности духовенства в приходах вотяков.

Во исполнение указа Н. совершил 2 поездки по епархии. Во время 1-й поездки (7-25 июня 1836) он посетил 33 приходских селения, уездные города Глазов, Елабугу, Малмыж и Ижевский Завод Сарапульского у., проделав на лошадях путь в 1268 верст. В «Журнале наблюдений и действий при посещении епархии в 1836 году», направленном в Синод, он изложил конкретные замечания о каждом из осмотренных мест: о состоянии храмов и составе духовенства, о «настроении» вотяков, о произнесенных им поучениях («о необходимости молитвы и хождения в церковь», «о важности крестного знамения и о пользе всегда иметь при себе кресты», «откуда зло нравственное в мире и как можно и должно искоренять оное в себе», «о ересях и источнике оных», о том, «что, научив детей добру, родители оставляют им чрез то самое богатое наследство» и др.). При посещении приходов Н. раздавал кресты и финифтиевые иконки для ношения на груди, экзаменовал священников и причт, а также паству, обращал внимание на ведение церковных документов и на материальное положение служителей; за незнание молитв архиерей увольнял причетников в сторожа, отправлял в мон-рь священников за нетрезвую жизнь. Летом 1837 г. состоялась 2-я поездка Н. по епархии, к-рую он подробно описал в «Журнале наблюдений и действий при посещении епархии в 1837 году», поданном в Синод 22 дек. 1837 г. Помимо «поверки на месте» деятельности миссионеров, целью поездки было исполнение указа Синода от 29 окт. 1836 г. с Высочайше утвержденными 3 окт. 1836 г. правилами по организации первоначального обучения детей поселенцев, особенно раскольнических. Архиерей обозревал юго-зап. часть епархии, уезды Вятский, Нолинский, Уржумский, Яранский и частично Орловский, посетил свыше 40 приходских селений, Буйский Завод (где предлагал устроить уч-ще и уже начал по этому поводу переписку), города Уржум, Нолинск и Яранск, проехав 913 верст.

В отдельном рапорте, поданном в Синод 22 дек. 1837 г., Н. изложил свой взгляд на организацию миссии. Если в 1836 г. в циркулярных распоряжениях по епархии он писал о «бездеятельности миссионеров и каком-то усыплении», то после поездок по епархии счел нужным отметить, что приходское духовенство «ведет себя неукоризненно», «ученых и деятельных священников очень достаточно», при этом образовательный ценз священников в вотских приходах выше, чем в русских, и сделал вывод: «Что же касается миссионеров вообще, действия коих по собранным Консисториею в 1835 г. сведениям оказались слабыми, нарекать на них я не смею. Пресечение отступничеств от христианства, умаление открытых суеверий, ощутительное усиление в народе, едва вышедшем из языческого мрака, расположенности к церкви и обращение к оной целых тысяч не могли, конечно, совершиться без трудов и усилий; и такие факты, по мнению моему, есть лучшее свидетельство для действовавших на поприще проповедничества. А если и не ознаменовываются теперь успехи действий их значительными обращениями язычников, то и коснеющих в язычестве число очень незначущее, особенно в отношении ко всему населению, для пользы которого поставлены миссионеры трудиться. Это отношение в вотяцком племени не более, как 1 к 42 (крещеных вотяков до 150 тыс.- примеч. Н.). При этом остатки сии рассеяны на великом пространстве, по местам глухим, и большею частью однодворично,- что весь труд обращения их делает сугубо тяжким» (Луппов. 1908. № 33. С. 914-915). По замечанию Н., при нем «было с полдесятка миссионеров, и успехи обращения не раз радовали» его. В 1836 г. было обращено 2796, в 1837 г.- 2439 вотяков и черемисов (РГИА. Ф. 796. Оп. 117. Д. 1345; Оп. 118. Д. 73; Оп. 119. Д. 120 и др; Карпук. 2015. С. 38-45). Знакомство с миссионерской деятельностью на территории Вятской епархии убедило Н. в том, что прежде обращения к вере надо «учить и просвещать науками», а также в необходимости изучать инородческие языки и переводить на них богослужебную лит-ру.

Н. обратил внимание на существовавший в 84 приходах епархии с кон. XVIII в. обычай разделения между членами причта приходских домов «по венцам», с которых они получали свой доход. Это вело к злоупотреблениям, сказывалось на материальном обеспечении священнослужителей и влияло на религиозно-нравственное просвещение вотяков. Епископ издал циркуляр о немедленной отмене разделения, но Синод не утвердил его, запросив дополнительные сведения и разъяснения. 18 нояб. 1837 г. Н. представил в Синод подробный рапорт с заключением, что после уничтожения этого обычая «отношения священников к прихожанам уравняются, злоупотребления от причетников пресекутся и самые доходы, идущие теперь глухо по рукам, станут поступать, согласно заведенному порядку, в братскую кружку, без оскудения в своих источниках» (Луппов. 1908. № 33. С. 918-920). Определением от 3(28) дек. 1837 г. Синод утвердил отмену обычая разделения домов между членами причта.

За 2 года 4 месяца управления Н. епархией в Православие из раскола было обращено до 6 тыс. чел., преимущественно через утверждение единоверия и устройство единоверческих приходов; он освятил единоверческие храмы в Омутнинском, Ижевском, Воткинском Заводах, в г. Сарапуле, с. Перевозном и Шаба (РГИА. Ф. 796. Оп. 117. Д. 1179, 1405; Оп. 118. Д. 132 и др.; Правосл. духовные писатели. 2016. С. 22; Карпук. 2015. С. 32-38, 45-58).

20 мая 1837 г. Н. встретил в Вятке путешествовавшего со свитой по России цесаревича Александра Николаевича, посетившего Воскресенский кафедральный собор и Трифонов вятский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. 24 мая в епархии ежегодно проходил Великорецкий крестный ход с почитаемой иконой свт. Николая Чудотворца. В связи с приездом наследника вятский губернатор с согласия Н. заранее предложил перенести дату крестного хода на неск. дней вперед, чтобы наследник мог его увидеть, но имп. Николай I Павлович категорически отверг это предложение.

В Вятке Н. принимал у себя находившихся в ссылке А. И. Герцена и архит. А. Л. Витберга. 6 дек. 1837 г. он освящал открытие Вятской публичной б-ки, в устройстве к-рой Герцен принимал деятельное участие. В одном из писем Герцен упоминал: «На днях сидел я вечер у архиерея. Много говорили о религии, о католицизме и пр., наконец он завел речь о перестройке собора с Витбергом» (Герцен А. И. Письмо Н. А. Захарьиной от 30 нояб.- 2 дек. 1836 г. // Он же. Собр. соч.: В 30 т. М., 1961. Т. 21. С. 102). Сбор денег на постройку Александро-Невского собора в память посещения Вятки в 1824 г. имп. Александром I Павловичем был объявлен в марте 1835 г. при предшественнике Н.- еп. Иоанникии (Образцове), закладка по проекту Витберга состоялась 30 авг. 1839 г., уже после отъезда Н.

23 апр. 1838 г. Н. был назначен епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским. При прощании с паствой 28 мая в кафедральном Свято-Троицком соборе он сказал: «Зрел я пастырей тщанием неленивых, духом горящих, Господеви работающих. Утешался набожностию и благочестием пасомых...» - и признал, что видит «многое недоконченным» (Слова и речи. 1860. С. 177-178). 2 июня покинул Вятку. Путешествие по Московскому тракту в Иркутск, куда прибыл 22 июля, епископ подробно описал в заметках «От Вятки до Иркутска», опубликованных в 1868-1869 гг. в «Ярославских ЕВ» (Путевые записки. 1874. Ч. 1. С. 2-65). Он проехал Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск (где у архиеп. Тобольского Афанасия (Протопопова) осмотрел богатую коллекцию минералов), Омск, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск и дал краткие характеристики состояния архиерейских домов, встречавшихся в пути. Так, Н. писал, что «Пермский дом... убог и печален, средства, обеспечивающие его существование, ничтожны. Но все это в молчании переносится...», о Томском упомянул, что его «принадлежности убоги до крайности,- во всем видна уничижительная нищета… Тяжко видеть, не только переносить те лишения, какие терпит Томский архиерейский дом» (Там же. С. 7, 45).

13 апр. 1840 г. Н. был возведен в сан архиепископа. Иркутская епархия простиралась на всю Вост. Сибирь. Архиерей вспоминал: «Пастырская забота моя касалась островов Северной Америки и прибрежьев Ледовитого Океана, Байкал и Лена многажды зрели путные шествия мои для Евангельской проповеди; пустыни Даурские и окрестности Саяна, Вотяк и Черемис, Монгол и Тунгус внимали глаголам уст моих… И там, где раздавался вопль шамана, где бряцали кимвалы буддиста, имел я утешение воздвигнуть олтари Богу живу и истинну» (Слова и речи. 1860. С. 202-203). За 16 лет на Иркутской кафедре Н. совершил ок. 20 поездок по епархии: в 1839 г. по Забайкальскому тракту и в Забайкальский край, в 1840 г. по Ленскому пути, в 1843 г. в Якутский край, в 1844 г. по Ангарскому тракту, в 1845 г. к предгориям Саянским, в 1846 г. по Забайкальскому тракту, в 1847 г. по Даурским степям, в 1850 г. по Московскому тракту, в 1851 г. по Ленскому тракту, в мае 1854 г. возвратился в Центр. Россию. Рукописи путевых записок и дневников Н., включая неопубликованные, хранятся в составе его личного рукописного собрания в Гос. архиве Ярославской обл. (ГАЯО. Колл. рукописей. Оп. 1. Д. 183; Правосл. духовные писатели. 2016. С. 29-31).

Самая длительная поездка Н. (по берегам Лены до Якутска и обратно) состоялась 4 июня - 6 сент. 1843 г. С архиепископом ехала свита в составе 15 чел., в т. ч. и певчие. В «Путевых записках» помимо описания церквей, населенных пунктов, природы Н. привел много географических и геологических сведений (в частности, он описывал валуны разноцветных кварцев, яшмы и др., давал по 2-3 белых сухаря каждому, кто найдет «интересный» камешек), сообщил этнографические сведения о народах, жилищах, об обычаях и проч. Н. в «Путевых записках» нередко цитировал Сенеку, Диогена, Горация, Овидия (Саймон. 2008. С. 77-92).

С 1838 по 1850 г. число церквей возросло с 214 до 256, всего за время управления Н. в епархии было открыто 76 храмов. Устроены церкви в Аларских степях, в Балаганском и Тункинском округах, где проживали буряты; построены храмы в Ожогине (1844), в Тауйске, в Ямске, при Чаунской губе на Чукотке (заложен 1 июля 1848; в 1849 освящен во имя свт. Николая Чудотворца), в Якутской обл.- Батурский Преображенский, Оймяконский Вознесенский (освящен в 1846), Мамский Николаевский, Чурангинский Вознесенский, Ытык-Кюельский Преображенский, Алданский Воскресенский, Дюпсюнский Владимирский храмы (Путевые записки. 1874. Ч. 2. С. 338-339).

8 авг. 1852 г. Н. вместе с собором иркутского городского духовенства освятил деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца в с. Гужиры, часто посещаемом центре бурятских «ухожей». Николаевский храм был построен на средства монг. ламы Дембрела (1815-1891), обращенного Н. в Православие и крещенного им 8 апр. 1848 г. в иркутском Успенском соборе (после крещения Николай Нилов-Доржеев; в 1853 был назначен настоятелем храма, с 1848 главный помощник Н. в подготовке переводов богослужебных книг на монголо-бурят. язык). 9 февр. 1859 г. деревянная церковь сгорела, и в 1861-1864 г. прот. Николай Доржеев на пожертвования построил каменную церковь «о шести престолах» (Отец прот. Николай Нилов-Доржеев // Ярославские ЕВ. 1865. Ч. неофиц. № 38. С. 310-314; № 39. С. 317-319; в статье использованы письма Н. Доржеева к Н.; С-в К., прот. Местность церкви, устрояемой от. Николаем Ниловым-Доржеевым и значение сей местности среди Бурятского населения // Там же. 1866. № 23. С. 181-184; № 24. С. 187-190; № 25. С. 195-197).

Помимо стационарных храмов Н. устроил 2 походные церкви для Якутской области. Решение об их организации он принял при обозрении в 1843 г. приходов Олёкминской (ок. 9 тыс. прихожан), Нюрбинской (до 21 тыс. прихожан), Вилюйской (до 9 тыс. прихожан), Намской (до 7 тыс. прихожан) церквей (Путевые записки. 1874. С. 225-226). В Якутском консисторском архиве Н. обнаружил материалы нач. XIX в. прот. Григория Слепцова по устройству передвижной церкви. После обращения Н. в Синод указом от 15 апр. 1844 г. были открыты Николаевский и Благовещенский походные храмы. 12 марта 1845 г. Синод одобрил составленную Н. специальную инструкцию. Для церквей установлен 3-летний испытательный срок, о каждом путешествии священники обязаны были вести и доставлять Н. путевые журналы, протяженность путешествия составляла ок. 7 тыс. верст для Благовещенского (свящ. А. Аргентов) и ок. 10 тыс. верст для Николаевского (свящ. Д. Хитров (Хитрово); в монашестве Дионисий) храмов. Через 3 года архиерей написал подробный отчет о деятельности походных церквей, в дек. 1848 г. Синод благословил оставить их «на неопределенное время». В 1865 г. Н. опубликовал нек-рые материалы о миссионерской деятельности в Сибири, в частности первые «Путевые журналы Николаевской походной ц. свящ. Дмитрия Хитрово» за сент. 1845 - окт. 1847 г. (Миссионерская деятельность в Сибири // Ярославские ЕВ. 1865. Отд. неофиц. № 19. С. 157-159; № 20. С. 166-168; № 21. С. 174-176; № 22. С. 179-182; № 23. С. 191-192; № 24. С. 198-200; № 25. С. 203-208; № 26. С. 211-215; № 27. С. 219-221; № 28. С. 227-229; № 29. С. 225-230; № 30. С. 243-244; № 31. С. 253-254; № 32. C. 264-265; № 33. С. 269-272; № 34. С. 279-280; № 35. С. 285-287; № 36. С. 297-298; № 37. С. 301-304; № 40. С. 325; № 41. С. 333-337; № 42. С. 341-342; № 43. С. 349-352; № 44. С. 357-359; № 45. С. 366-368; № 46. С. 373-375). По мнению Н., «учреждением походных церквей сообщена большая правильность и непрерывность миссионерской деятельности, преподаны силы и способы призванным к этой деятельности лицам с Апостольскою верностию, неутомимостью и самоотвержением,- совершать пути далекие, измеряемые не десятками и сотнями верст, но тысячами и десятками тысяч» (Там же. № 19. С. 158).

В 1845 г. Н. вместе с ген.-губернатором Вост. Сибири В. Я. Рупертом посетил Турано-Иркутские минеральные воды у юж. предгорий Саянского хребта в лощине р. Ихе-Ухгунь, известные целебными свойствами, и предложил устроить здесь пустынь во имя прп. Нила Столобенского, т. к. на всей линии пограничных караулов (ок. 300 верст) вдоль монг. границы не было ни одного храма. Предполагалось ввести в обители хлебопашество, чтобы способствовать переходу новообращенных «из кочевого быта в оседлое состояние» (Заслуги преосвященных. 1876. С. 5). В том же году Руперт передал Н. все находившиеся здесь постройки. В результате переписки архиерея с Синодом, иркутским гражданским начальством и бурятской Тункинской степной думой 30 марта 1846 г. туранские буряты добровольно уступили земли, которые 13 марта 1850 г. закрепили за обителью. 17 февр. 1848 г. на правом берегу р. Ихе-Ухгунь в одном из домов Н. освятил церковь, указом Синода от 18 дек. были ассигнованы деньги на ее причт (400 р.). В том же году на левом берегу была заложена и 10 сент. 1850 г. освящена церковь, а рядом в 1851 г. заложен архиерейский дом. Указом Синода от 9 июня 1851 г. была официально учреждена Нилова Столобенская Туранская пуст., приписная к Иркутскому архиерейскому дому (Попов. 1864). Историю создания обители позднее рассказал сам архиепископ (Пустынь прп. Нила. 1860). В 20-х гг. XX в. пустынь была закрыта (ныне курортная местность близ с. Ниловка Тункинского р-на Бурятии).

Большое внимание Н. уделял духовно-учебным заведениям, главной целью к-рых считал подготовку «разумных, добрых и стойких пастырей», воспитанных по «правилам умеренности, бережливости, готовности на терпеливое перенесение скудной доли». Превыше «всякого многознания, не укрепленного силою богословской и философской мысли» архиерей ставил «равномерное и совместное образование ума и сердца духовных юношей» (Тихвинский. Речь. 1874). Любые меры и способы к улучшению учебного и воспитательного процессов Н. оценивал с т. зр. приближения к этой цели. Он приучал корпорацию к «общему самостоятельному и согласному труду», предоставлял наставникам свободу при обсуждении педагогических и иных вопросов и требовал, чтобы прежде передачи дел ему, все было обсуждено на совете. При Н. была приобретена земля и построено новое 2-этажное здание Иркутской ДС, к-рая ранее размещалась вместе с низшими духовными уч-щами в деревянном доме на берегу Ангары, рядом с архиерейским домом. 25 июня 1839 г. епископ освятил закладку нового здания в центре города на Успенской пл., все работы по постройке были окончены к 10 сент. 1845 г. «Удобства, прочность и красоту нового семинарского дома нет нужды описывать. Довольно сказать, что общий голос Иркутской публики отдает ему первенство между всеми существующими в Сибири зданиями» (Акт открытия в 1846 г. Иркутской ДС в новопостроенном для нее доме // Ярославские ЕВ. 1872. Ч. неофиц. № 5. С. 38). 8 дек. 1846 г. состоялся «переезд» - крестный ход от старого к новому корпусу и освящение последнего.

До Н. по всей епархии, за исключением Иркутска, насчитывалось «не более десяти священников из окончивших семинарский курс», в некоторых храмах годами не совершались службы, особенно в якутских и охотских приходах, где проживали якуты, тунгусы и др. инородцы, «едва оглашенные именем христиан». Ввиду нехватки священнослужителей «с достаточным образованием» Н. устроил своего рода рекрутский набор, испросив у Синода указ от 5 окт. 1839 г., по к-рому начальству «многолюдных российских семинарий» под личную ответственность было предложено избрать несколько благонадежных выпускников и направить в Иркутскую епархию для занятия священнических мест. В 1840 г. в епархию поступили 25 выпускников из Владимирской, Рязанской, Тульской семинарий, эта мера практиковалась и в дальнейшем. По мнению современника, «мера эта имела весьма благотворное влияние на успехи учеников: число окончивших курс в Иркутской семинарии при преосвященном Ниле вскоре возросло до 40 и более человек, тогда как прежде не превышало 10». Эти изменения в штате духовенства позволили Н. не рукополагать во священники не окончивших еще курс семинаристов, они могли получить только сан диакона (Из Иркутских воспоминаний. 1880. С. 116). Архиепископ лично занимался с выпускниками распределением свободных священнических мест без влияния консистории. При архиерейском доме Н. учредил школу для обучения причетников.

Н. старался упразднить из практики духовных училищ суровое обращение с детьми и «царство розги», лично осматривал воспитанников, нет ли следов жестоких побоев, и «горе было тому учителю, на которого ученик пожалуется», проверял пищу, постельное белье, состояние помещений (Там же). 1 янв. 1852 г. он открыл в Иркутске Александровский детский приют (Слова и речи. 1860. С. 198-201). Н. заботился о развитии женcкого образования: 1 июля 1842 г. на берегу р. Ушаковки заложил и 1 июля 1845 г. освятил деревянное здание Девичьего ин-та с домовой ц. во имя мц. Александры - 1-е жен. среднее учебное заведение в Вост. Сибири. 1 июля 1849 г. рядом с иркутским в честь иконы Божией Матери «Знамение» женским монастырем Н. освятил закладку здания Кузнецовского уч-ща для воспитания девиц духовного звания по имени иркутского купца 1-й гильдии миллионера Е. А. Кузнецова, к-рый пожертвовал деньги на строительство уч-ща, открытого в 1853 г. (Там же. С. 192-193). При этом монастырская больничная ц. свт. Димитрия Солунского и мч. Трифона (1816-1818) была передана в ведение училища, в 1851-1854 гг. перестроена на средства Кузнецова и в янв. 1854 г. переосвящена Н. в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и во имя свт. Евфимия Вяжицкого, архиеп. Новгородского и Псковского (небесного покровителя купца).

Увеличение числа правосл. священников позволило правильно устроить духовные миссии, с 1840 г. англ. миссионерам было запрещено действовать в Вост. Сибири. За Байкалом были открыты «многолюдные приходы, основанные на правах единоверия»: Архангельский (1838), Тарбагатайский (1840), Донинский (1841), Нижненарынский (1842). С 1840 г. возросло число крещеных аларских, идинских, тункинских, окинских и балаганских бурят, в 1842 г. христ. веру принял тайша хоринских бурят Ринчин-Доржи Дымбилов (в крещении Николай). 28 июля 1848 г. в г. Балаганске Н. совершил крещение на берегу Ангары; в самих водах был водружен крест с купелью. «Совершив дело сие в Балаганске, отправился я в Балаганские степи,- писал Н.- И там в течение нескольких дней Церковь еще стяжала до четырех сот душ» (О крещении. 1849). 3 авг. 1848 г. в иркутском кафедральном соборе были крещены 7 членов семейства тайши 27 балаганских родов (Андреева) и 6 балаганских старшин. При Н. в епархии обращены в Православие до 25 тыс. язычников (Родосский. 1907. С. 315)

С 1848 г. при содействии обращенного в Православие прот. Николая Нилова-Доржеева Н. занимался переводами на монголо-бурятский язык Свящ. Писания и богослужебных текстов (Прот. Николай Нилов-Доржеев // Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. № 24. С. 220-223). Работы начались в 1848 г. За 12 лет были переведены почти все богослужебные книги, к 1860 г. подготовлены к печати Октоих, общая и праздничная Минеи, Триодь Цветная, Постная с Евангелиями и Апостолами на весь год. После отъезда в 1860 г. прот. Н. Нилова-Доржеева с разрешения Синода Н. помогал профессор С.-Петербургского ун-та К. Ф. Голстунский. Переводы печатались в Синодальной типографии: «Четвероевангелие и Апостол» (1852), «Чин Божественной литургии и последования: вечерни, утрени, св. крещения, исповеди, причащения больных, обручения, венчания и освящения воды» (1852), «Требник» (1858), «Начатки христианского учения» (1858), «Ирмологий» (1863), «Молитвослов» (1863), «Русско-бурятский букварь» (1865), «Октоих» (1866), «Краткий молитвослов» (1867), «Постная триодь» (1869), «Служебник» (1870), «Требник» (1870), «Цветная триодь» (1870), «Краткий катехизис» (1870), «Общая минея» (1871), «Часослов» (1874) (Правосл. духовные писатели. 2016. С. 24). С 60-х гг. XIX в. по просьбе Н. переложением монгольских текстов на ноты занимался директор Певческой капеллы А. Ф. Львов (Трефолев Л. Н., публ. К биографии композитора А. Ф. Львова: [Письма А. Ф. Львова к Ярославскому архиеп. Нилу] // РА. 1899. № 11. С. 366-370).

В 1869 г. Н. прислал в б-ку КДА Постную Триодь, переложенную на монг. язык в «продолжение двадцатилетних трудов» (50-летний юбилей КДА. 1869. С. 260). В 1871 г. он подарил в б-ку СПбДА вновь напечатанные монг. шрифтом Служебник и Требник.

Труды Н. по переводу встречали не только одобрение и поддержку, в т. ч. имп. Александра II Николаевича, но и критические отзывы архиеп. Иркутского Вениамина (Благонравова) по поводу непонятного бурятам древнего книжного языка и ошибок в переводах, а также прямые запреты к употреблению со стороны архиеп. Иркутского Парфения (Попова), писавшего в Синод о ненужности издания переводов богослужебных текстов.

Н. поддерживал знакомство со ссыльными декабристами С. Г. Волконским, М. С. Луниным, А. М. и Н. М. Муравьёвыми, С. П. Трубецким и их семьями (Трефолев Л. Н. Отношения Иркутского архиеп. Нила к декабристам // РС. 1899. Т. 99. Сент. С. 559-569). В 1839 г. декабрист И. И. Пущин просил «участия» Иркутского архиепископа в судьбе востоковеда и синолога бывш. архим. Иакинфа (Бичурина).

В 1840 г. из состава Иркутской епархии была выделена самостоятельная Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, первым епископом к-рой назначен свт. Иннокентий (Вениаминов). После встречи с Н. проездом через Иркутск весной 1841 г. святитель написал обер-прокурору гр. Н. А. Протасову: «О Преосвященном Ниле и говорить нечего; вы изволите знать его по его действиям и писаниям. Скажу только, что я, не видавшись с ним, хотя и высокое имел о нем мнение, но гораздо менее, чем теперь, познакомившись с ним лично. Действительно счастлива Иркутская епархия, имея такого архипастыря, ибо он устроит ее; и хотя я люблю Иркутск и желаю ему всего лучшего, но, предпочитая большую и общую пользу меньшей, от души желаю, чтобы преосвященный Нил был приближаем к столицам, и чем скорее, тем лучше, но не ранее трех лет. Немного у нас архиереев с таким умом, деятельностию и опытностию. Я чрезвычайно одолжен им во всех отношениях. Он споспешествовал и готов споспешествовать мне во всем» (Отзыв митр. Иннокентия. 1879. С. 272).

В 1853 г., когда перестилали пол в кафедральном иркутском Богоявленском соборе, Н. освидетельствовал мощи свт. Софрония (Кристалевского). Весной 1854 г. в Иркутске в силу обстоятельств оказались 3 архиерея: Н., назначенный к переводу на Ярославскую кафедру, Афанасий (Соколов), прибывший 14 марта на место Н., и гостивший в Иркутске архиеп. Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов). По этому поводу за обедом у городского головы Н. сказал: «Вот мы трое сидим рука об руку, а представляем собою три части света: я - Европу, преосвященный Афанасий - Азию, а преосвященный Иннокентий - Америку» (Шутка покойного архиеп. Нила // Ярославские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. № 17. С. 136).

24 дек. 1853 г. Н. был переведен в Ярославскую и Ростовскую епархию. 18 мая 1854 г. по 1-му летнему пути он покинул Иркутск, забрав личный архив и часть своей б-ки (о составе архива: Правосл. духовные писатели. 2016. С. 25). 24 июля 1854 г. прибыл в Ярославль, с мая 1856 по май 1858 г. присутствовал в Синоде. В столице исполнял обязанности цензора, представил отзывы на труды прот. М. И. Богословского «Свящ. История Нового Завета» (СПб., 1859), П. П. Пекарского «Наука и лит-ра в России при Петре Великом» (СПб., 1862. 2 т.) и др. (Правосл. духовные писатели. 2016. С. 26-27). В авг. 1856 г. в Москве принял участие в торжествах по случаю коронации имп. Александра II Николаевича, Н. были пожалованы панагия с алмазами и большая золотая медаль. 30 мая 1858 г. служил вместе с др. архиереями при освящении Исаакиевского собора, награжден большой серебряной медалью. 5 июля 1858 г. вернулся в Ярославль.

Во время пребывания в С.-Петербурге Н. подготовил к изданию сочинение о буддизме, над к-рым работал с нач. 50-х гг. XIX в.- «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858). Этот труд содержит исторический очерк о распространении буддизма в Забайкалье и Прибайкалье, изложение буддийского учения, этнографические сведения; основан на монголоязычных источниках, среди к-рых не только бурят. дацанские издания, но и пекинские и ургинские ксилографы. Работа Н. была признана одним из лучших исследований о буддизме на рус. языке. Подготовительные материалы к исследованию находятся в ГА Ярославской обл. Книга встретила критику со стороны свт. Филарета (Дроздова), писавшего 16 июля 1858 г. обер-прокурору А. П. Толстому: «Видно и огромная петербургская цензура преклонилась пред важностию лица, а не пред чистою истиною веры. Призванный добрый совет едва ли позволил бы также поставить имя православного архиерея на книге о буддизме, в которой подробное описание устава буддийского богослужения с подробностями, только очевидцу доступными, и прочих нелепостей буддизма пересыпано необъясненными монгольскими словами, и - латинскими стихами из Горация, Овидия, Лукреция, и пр.» (Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 4. С. 339-340).

Усилия Н. были направлены и на улучшение материального положения и быта духовенства Ярославской епархии. При проведении приходской реформы 1864 г. и создании приходских попечительств, по признанию обер-прокурора Д. А. Толстого, Н. «успел подвигнуть своим словом все сословия к живому участию в сем деле и пожертвованиям на обеспечение в содержание церковных причтов; таким образом, в короткое время образован для этой цели неприкосновенный капитал в 1.200.000 руб. и устроены помещения для причтов при 632 церквах. Вообще, содержание духовенства при 900 церквах Ярославской епархии заботливостию преосвященного обеспечено денежным окладом и доходами с имуществ более чем на 80. 000 руб. в год» (Заслуги преосвященных. 1876. С. 5-6). Благодаря этому Ярославская епархия в числе немногих избежала значительного сокращения приходов, когда было принято решение об укрупнении приходов и закрытии мелких.

В авг. 1867 г. Н. присутствовал на торжествах в Троице-Сергиевой лавре по случаю 50-летия служения митр. Филарета (Дроздова) в архиерейском сане. Главные торжества состоялись 5-6 авг., в день Преображения Господня, в присутствии 10 иерархов. Каждому из них митр. Филарет подарил икону, Н. получил образ Св. Троицы и поместил его в Казанскую ц. Белогостицкого мон-ря Ростова Великого (приписан в 1857 к Ярославскому архиерейскому дому). Этот храм он освятил 3 сент. 1868 г. после возвращения из Москвы. Тогда же Н. поднес свт. Филарету Октоих в переводе на монг. язык, который послужил предметом беседы митрополита с иерархами о миссионерской деятельности. «Рекою из уст его потекли слова о миссиях, условиях их быта, плодах деятельности и о неизбежных для них трудностях в достижении целей. Что ни говорилось тут, все говорилось в духе и смысле некоего завета, говорилось от души, озаренной светом, свыше исходящим, и горячей ревностию» (Восп. о торжестве. 1872. С. 375). В кон. нояб. 1867 г. Н. присутствовал на погребении митр. Филарета.

16 апр. 1860 г. вышел 1-й номер «Ярославских ЕВ» (первые в России «Епархиальные ведомости»), где помимо слов и проповедей Н. печатались его статьи (иногда без обычной подписи «А. Н.») по истории Иркутской и Ярославской епархий, написанные на основе церковных, монастырских и консисторских архивов. Еще на Иркутской кафедре Н. заинтересовался жизнью и служением митр. Ростовского и Ярославского сщмч. Арсения (Мацеевича) и, посещая селенгинский во имя Святой Троицы мужской монастырь, молился в пятиглавой часовне (почиталась как место захоронения сщмч. Арсения). В янв. 1856 г. Н. запрашивал у еп. Нижегородского и Арзамасского Иеремии (Соловьёва) сведения о месте кончины митр. Арсения (Переписка с еп. Иеремиею. 1901). Своим примером и интересом к истории Н. увлек мн. архимандритов и священнослужителей, составивших описания мон-рей и церквей, к-рые были напечатаны в «Ярославских ЕВ». При Н. были изданы несколько справочников, подготовленных секретарем ярославской консистории и первым редактором епархиальных ведомостей А. П. Крыловым: «Церковно-археологическое описание г. Ярославля» (Ярославль, 1860), «Именная роспись начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии» (Ярославль, 1861), «Ист.-стат. обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861). В 1861 г. Н. сообщил в Синод о чудесных исцелениях у раки прп. Сильвестра Обнорского. 2-4 июня 1861 г. он посетил с. Воскресенское, где в церкви почивали мощи прп. Сильвестра, возглавил крестный ход и осмотрел мощи. В 1873 г. Н. благословил совершать ежегодный крестный ход с иконой прп. Иринарха, затворника Борисоглебского «в селения Ростовского и Угличского уезда: Кондаково, Давыдово, Ивановское-на-Лехте, Андреевское, Рождествено, д. Глинку». 10 авг. 1871 г. Н. совершил закладку нового 3-этажного корпуса Ярославской ДС, к-рый был освящен в 1875 г. его преемником архиеп. Димитрием (Муретовым).

В 1873 г. одним из первых русских иерархов Н. призвал духовенство и паству Ярославской епархии оказать помощь голодавшим из-за неурожая зерновых жителям Самары. С нояб. 1873 по 14 июня 1874 г. Н. переслал еп. Самарскому и Ставропольскому свт. Герасиму (Добросердову) ок. 25 тыс. р. После кончины Н. в храмах Самары его поминали как «великого благодетеля Самарской епархии» (Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский: (Некр.) // Самарские ЕВ. 1874. № 14. С. 305-311).

Энергичная и разносторонняя деятельность Н. оставила по себе глубокую память. По отзыву современника, «благотворительна была его душа, такова же и самая деятельность». По словам Н., «для снискания премудрости небесной потребно токмо не ложное желание обрести ее и всегдашняя готовность сердца принимать уроки ее. Имея это одно, мы везде найдем для себя училище мудрости и благочестия» (Слова и речи. 1860. С. 145). Архиерей был высокого роста, с «величественной осанкой», обладал даром слова и познаниями в науках, не только богословских, но и светских. Говорил громко, с малороссийским акцентом (Из Иркутских воспоминаний. 1880. С. 116).

Н. передал в минералогический музей С.-Петербургского ун-та собрание минералов, металлов и раковин, коллекцию кит. бабочек завещал в кабинет уч-ща девиц духовного звания в Ярославле, картины - Ярославскому архиерейскому дому, весьма ценную б-ку - Ярославской ДС.

Н. скончался от воспаления легких. В 1873 г. по его заказу иеродиак. Сергий (Кондратьев) изготовил 2 гроба (малый из кипариса и большой из дуба). При этом Н. нарисовал эскиз бронзовых ручек с изображением архиерейских регалий. Он завещал похоронить себя в архиерейском доме (ярославский в честь Преображения Господня монастырь), в усыпальнице возле паперти церкви, обновленной и переосвященной им 30 окт. 1860 г. в честь Печерской иконы Божией Матери. По инициативе Н. с юга к паперти был пристроен каменный склеп.

24 июня 1874 г. для погребения Н. прибыли архиеп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский) и еп. Вологодский и Устюжский Феодосий (Шаповаленко). 25 июня состоялось отпевание в кафедральном соборе в сослужении 6 архимандритов и «знатнейшего духовенства» Ярославля. Затем тело Н. было перенесено в архиерейский дом на территории Преображенского мон-ря и погребено в «малом здании подле паперти Печерской церкви». Кипарисовый гроб был положен в дубовый, обложенный изнутри свинцовыми листами. 5 сент. 1877 г. над погребением Н. освящена придельная ц. во имя прп. Нила Столобенского. На гробнице Н. имелась надпись: «Здесь почиет архиепископ Нил,/ Известно Богу - он праведно жил,/ Трудился святителем под 40 лет,/ Труд его знает ученейший свет./ В град Ярославль, великий и славный,/ Позвал владыку Бог вседержавный;/ И долго владыка здесь Богу служил,/ И здесь же владыка сном смертным почил...» (Здравомыслов. Словарь иерархов // РНБ ОР. Ф. 102. № 436. Л. 79 об.). К 2018 г. захоронение Н. на территории совр. Ярославского гос. историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, вероятно, сохранилось, однако точное место его погребения никак не обозначено.

Н. являлся почетным членом КазДА (1844), Русского археологического об-ва (1852), Африканского ин-та в Париже (1853), Московского об-ва испытателей природы (1856), Казанского ун-та (1856), Русского географического об-ва (1857), С.-Петербургского ун-та (избран 27 янв. 1869). Награжден орденами св. Анны 2-й степени (1835) и 1-й степени (апр. 1838), св. кн. Владимира 2-й степени большого креста (10 апр. 1842), панагией с драгоценными камнями (5 апр. 1847), орденом св. блгв. кн. Александра Невского (30 марта 1852), панагией, украшенной алмазами, за участие в коронации (26 авг. 1856), алмазным крестом для ношения на клобуке (5 мая 1858), бронзовым наперсным крестом в память о Крымской войне (1853-1856), золотой коронационной медалью, большой серебряной медалью в память воссоединения униатов с правосл. Церковью, большой серебряной медалью по случаю освящения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в 1858 г., серебряной медалью с изображением имп. Александра I по случаю восстановления памятника-часовни на Бородинском поле.

Н. С. Лесков назвал Н. прототипом главного героя своего рассказа «На краю света» (Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1957. Т. 6. С. 89).

Соч.: О бесноватых, упоминаемых в Евангелии // Некоторые упражнения студентов СПбДА 6-го учеб. курса. СПб., 1825. Ч. 3. С. 272-286; О крещении членов семейства Тайши 27 родов балаганских бурят и многих др. лиц того же племени, совершившемся в 1848 г.: (Извлеч. из донесения в Св. Синод) // ХЧ. 1849. Ч. 1. С. 301-304; Пустынь прп. Нила Столбенского в горах Саянских // Там же. 1852. Ч. 2. С. 29-34; То же // Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. № 37. С. 236 (336) - 240 (340); Слово на день Рождества Христова // ХЧ. 1858. Ч. 1. С. 125-132; Краткое сказание о свт. Иннокентии Чудотворце, 1-м Иркутском епископе // Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. № 27. С. 248-249; Мысли в день Преображения Господня // Там же. № 18. С. 156-160; Общий взгляд на покорение Сибири под Рос. державу // Там же. № 22. С. 194-202; № 23. С. 208-212; № 24. С. 223-230; № 25. С. 236-238; Сказание о свт. Иннокентии, 1-м Иркутском епископе и чудотворце // ДБ. 1860. № 44. С. 209-214; Слова и речи. Ярославль, 1860; Слово в день Успения Пресв. Богородицы // Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. № 20. С. 171-173; Беседа в день обнародования Высочайшего манифеста о даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве быта их // Там же. 1861. № 12. С. 103-108; То же // ХЧ. 1861. Ч. 1. Отд. 1. С. 87-94; Беседа о благоговейном чествовании храмов Божиих // Ярославские ЕВ. 1861. Ч. неофиц. № 4. С. 27-29; Житие св. блгв. князей: прп. отца нашего Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев // Там же. № 26. С. 249-252; Иерархи, преемствовавшие Иннокентию Святому, на кафедре Иркутския паствы // Там же. № 50. С. 537-540; № 51. С. 554-560; Иннокентий Святый, 1-й еп. Иркутский // Там же. № 48. С. 499-507; Начало и возрастание Иркутска // Там же. № 43. С. 426-431; Слово в высокоторжественный день тезоименитств ее величества, благочестивейшия государыни имп. Марии Александровны // Там же. № 30. С. 283-286; Слово в день восшествия на престол государя имп. Александра Николаевича // Там же. № 8. С. 65-70; Слово на день Пасхи // Там же. № 17. С. 155-157; Слово на день Покрова Пресв. Богородицы // Там же. № 40. С. 385-387; Слово на Новый год // Там же. № 1. С. 4-7; Учреждение Иркутской епархии // Там же. № 46. С. 472-477; Церкви города Иркутска // Там же. № 44. С. 443-448; Извлеч. из отчета за 1861 г. о состоянии Ярославской епархии // Там же. 1862. Ч. офиц. № 27. С. 113-116; Ярославский Спасо-Преображенский мон-рь, что ныне Архиерейский дом, с присовокуплением: Жития св. блгв. кн. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, и хронол. указ. иерархов Ростовския и Ярославския паствы. Ярославль, 1862; Мои замечания на постановление приходского совета в с. Корчкодоме Любимского у. Ярославской губ. // Ярославские ЕВ. 1866. Ч. неофиц. № 25. С. 197-200; № 26. С. 203-207; № 27. С. 211-215; Речь к ярославскому дворянству пред приведением к присяге по случаю избраний в общественные должности // Там же. 1868. № 50. С. 428-429; Речь, говоренная при торжественном акте преобразования ярославского Демидовского лицея 30 авг. 1870 г. // Там же. 1870. № 35. С. 289; Речь к ярославскому дворянству пред приведением к присяге по случаю избрания в общественные должности // Там же. 1871. № 50. С. 403; Восп. о торжестве 50-летнего юбилея в память служения в епископском сане высокопреосв. Филарета, митр. Московского // Там же. 1872. № 47. С. 375-376; Замечательное сновидение // Там же. 1872. № 10. С. 73-75 (отд. изд.: М., 1875, 19047); [Духовное завещание] // Там же. 1874. № 28. С. 217-220; № 29. С. 225; Путевые записки [о путешествии по Сибири]. Ярославль, 1874. 2 ч.; Переписка с еп. Иеремиею о месте кончины Арсения Мацеевича // РА. 1901. Кн. 1. С. 41-44.
Лит.: Крылов А. Богослужение на монгольском яз. // Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. № 23. С. 207-208; он же. Заложение церкви и памятника в Угличе // Там же. № 13. С. 108-109; Попов Н. Ниловская пуст. // Там же. 1864. № 34. С. 327-339; 50-летний юбилей КДА, 28 сент. 1869 г. К., 1869. С. 24, 260, 384; 8-е декабря в Ярославле [празднование 35-летия служения в святительском сане] // Ярославские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. № 50. С. 419-424; Адреса, полученные Его высокопреосвященством по случаю 35-летия его в святительском сане // Там же. № 52. С. 443-446; 1871. № 3. С. 19-20; № 4. С. 31; № 5. С. 39; № 7. С. 53-54; № 10. С. 81; № 11. С. 89; № 12. С. 97; № 16. С. 128; Архангельский И., прот. Речь при гробе высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского // Там же. 1874. № 27. С. 214; он же. Речь над могилою архиеп. Нила на 40-й день по его кончине // Там же. № 33. С. 257-258; [Архиеп. Ярославский и Ростовский Нил, † 21 июня 1874 г.] // Там же. № 26. С. 201; № 27. С. 209-210 (отд. изд.: Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский: Некр. Ярославль, 1874); Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский // Странник. 1874. № 7. Отд. 2. С. 38-45; Духовное завещание почившего высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского // Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. № 16. С. 337-338; К некрологу высокопреосв. Нила // Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. № 29. С. 231-232; Кончина и погребение высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского // ХЧ. 1874. № 7. С. 560-566; Орлов Д., свящ. О пособии духовенству Самарской епархии, страждущему от неурожая хлеба // Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. № 2. С. 29-31; Распределение покойным преосв. Нилом своего имущества // ХЧ. 1874. № 8/9. С. 884-887; Сперанский И., прот. Речь высокопреосв. Нилу, сказанная 7 апр. 1874 г. настоятелем ярославской Всехсвятской ц. после произведения его в сан протоиерея // Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. № 30. С. 233-234; Тихвинский Н., прот. Речь, произнесенная при отпевании тела в Бозе почившего преосв. архиеп. Нила // Там же. № 27. С. 215-216; он же. Слово - в 40-й день по кончине высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского // Там же. № 32. С. 249-253; Троицкий И., прот. Слово при погребении высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского // Там же. 1874. № 27. С. 210-214; Церемониал погребения почившего в Бозе высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского // Там же. № 28. С. 223-224; Лествицын В. И. Монгольские переводы архиеп. Нила // Ярославские ГВ. 1875. Ч. неофиц. № 76. С. 5; Орлов В., свящ. Дни 2-4 июня 1861 г., проведенные покойным высокопреосв. Нилом, архиеп. Ярославским и Ростовским, в с. Воскресенском на Обноре Любимского у., где почивают мощи прп. Сильвестра // Ярославские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. № 16. С. 127-128; Заслуги преосвященных: Ярославского Нила // Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода гр. Д. Толстого по ведомству правосл. исповедания за 1874 г. СПб., 1876. С. 3-6; Отзыв митр. Иннокентия о преосв. архиеп. Ниле Исааковиче // Ярославские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. № 34. С. 272; Из Иркутских восп. о преосв. Ниле (Исаковиче) // Там же. 1880. № 15. С. 115-118; Отъезд в 1853 г. высокопреосв. Нила из Иркутска в Ярославль // Там же. 1888. № 23. Стб. 365-366; Струве Б. В. Восп. о Сибири: 1848-1854 г. СПб., 1889. С. 23-25, 173-174; Толстой М. В. Хранилище памяти моей: Нил, архиеп. Ярославский // ДЧ. 1891. Ч. 1. № 4. С. 613-618; Самчевский И. А. Восп.: 1800-1886. К., 1894. С. 92, 97-99; Из писем к архиеп. Нилу: О С. А. Юрьевиче // РА. 1899. № 12. С. 549-555; Родосский А. С. Биогр. словарь студентов первых 28 курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907. С. 315-316; Луппов П. Н. Обозрение Вятской епархии еп. Нилом в 1836 г. // Вятские ЕВ. 1908. Отд. неофиц. № 31. С. 875-886; № 32. С. 889-898; № 33. С. 909-921; он же. То же: в 1837 г. // Там же. 1909. № 8. С. 157-166; № 9. С. 195-204; Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский мон-рь, что ныне Архиерейский дом. Ярославль, 1913; Анастасенко Г. Ф. Архиеп. Нил (Исакович) и его минералогическая колл. // Памятники науки и техники, 1990. М., 1992. С. 167-177; Ивановская О. Г. Архиеп. Нил (Н. Ф. Исакович) как ярославский краевед и обществ. деятель // Век нынешний… век минувший: Ист. альм. Ярославль, 2000. Вып. 2. С. 107-115; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. ХХ в.: Альбом. М., 2000; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Саймон К. Латинские цитаты в «Путевых записках» архиеп. Нила (Исааковича): Архиеп. Нил (Исаакович) и свт. Филарет (Дроздов) // Филаретовский альм. М., 2008. № 4. С. 77-92; Мельникова С. В. Миссионер, ученый, философ, поэт: Образ автора-путешественника в «Путевых записках» архиеп. Нила (Исаковича) // Вестн. Пермского ун-та. Сер.: Рос. и заруб. филология. 2013. Вып. 1(21). С. 100-107; Карпук Д. А. Архиеп. Нил (Исакович) (1799-1874): Геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб., 2015; Бушуева Е. С. Наследие Нерчинского Свято-Успенского мужского мон-ря: Приходской храм и его настоятели. Иркутск, 2016. С. 126-132; Правосл. духовные писатели Вост. Сибири XVIII - нач. XX в.: Мат-лы к биобиблиогр. словарю / Сост.: С. В. Мельникова и др. Иркутск, 2016. С. 21-34.
Т. А. Богданова

Иконография

Известны живописные, графические и фотографические портреты Н. По воспоминаниям современников, он имел «статную и высокую фигуру… величественную осанку… хмурые брови и грозную речь…» (Из иркутских воспоминаний о преосв. Ниле (Исаковиче) // Ярославские ЕВ. 1880. № 15. Ч. неофиц. С. 116).

Живописный поясной портрет Н. в молодом возрасте, в бытность его епископом Вятским и Слободским, датируется 30-ми гг. XIX в. (после 1835; см.: Вятские преосвященные. 1909). Портрет хранился в ризнице вятского кафедрального собора (в наст. время - собрание Кировского обл. КМ, НВФ-15559/16). Владыка изображен благословляющим, с жезлом в левой руке; на нем - архиерейская мантия и клобук, на груди -панагия с образом Крещения Господня и орден св. Анны.

В 1860 г. изданы 2 портрета Н.: литография П. Ф. Бореля (мастерская А. И. Траншеля, лист из изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1860. Вып. 1; один из экземпляров - в ЦАК МДА) и литография А. Т. Скино (лист из изд.: Слова и речи архиеп. Нила. Ярославль, 1860; внизу - факсимиле автографа). Вероятно, основой для этих близких по типу изображения эстампов послужила фотография. Владыка средних лет представлен сидящим в повороте вправо у стола, в рясе и клобуке с алмазным крестом, в его правой руке - закрытая книга, левая - обвита четками. На литографии Бореля на груди владыки - панагия, ордена св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), бронзовый наперсный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. для духовенства. На литографии Скино Н. изображен с панагией, орденами св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), св. Анны (знак), бронзовым наперсным крестом в память Крымской войны и золотым магистерским знаком. Литография Скино послужила образцом для портрета Н. на эмали 60-х гг. XIX в. (ГМЗРК. Ф-1567).

К этому же иконографическому типу принадлежат и 2 живописных портрета Н., созданных худож. С. М. Мартыновым в 1863 г. (ГМЗРК. Ж-317; вариант портрета - ЯИАМЗ. 21614/Ж-909). Н. изображен сидящим в кресле с высокой спинкой у стола вполоборота вправо, левая рука лежит на закрытой книге, в правой - четки. Он облачен в рясу, клобук с алмазным крестом. На груди - панагия и те же награды: ордена св. Александра Невского, св. Владимира 2-й степени, св. Анны (только знак ордена), наградной крест для духовенства в память Крымской войны (1853-1856) и золотой магистерский знак.

Портреты Н. хранились в портретной галерее Ярославского архиерейского дома (Колбасова. 2004. С. 120, 123), в актовом зале Ростовского ДУ (С. П. П. Ф. Открытие Ростовского ДУ 26 авг. 1874 г. // Ярославские ЕВ. 1874. № 39. Ч. неофиц. С. 305-307).

Один из последних портретов Н.- фотография, выполненная в ателье А. Германа в Ярославле (ок. 1870; см.: Костюченко К. В., Никонов С. В. Фотографы и фотографические ателье Ярославской губ. (2-я пол. XIX - нач. XX вв.). Ярославль, 2015. С. 53). Владыка изображен в преклонном возрасте, сидящим у консольного столика, левая рука лежит на книге, в правой - четки. Наградные знаки: алмазный крест на клобуке, ордена св. Владимира и св. Александра Невского (знак и звезда), крест в память Крымской войны. Фотография помещена в изд.: Путевые записки [преосвящ.] а[рхиеп.] Н[ила]. Ярославль, 1874.

Лит.: Бычков Ф. А. Путеводитель по Ростовскому музею церк. древностей. Ярославль, 1886. Прил. С. 27. № 17; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 297-298; Вятские преосвященные: епархиальные и викарии, 1658-1908 гг. Вятка, 1909;
Духовные светочи России. С. 176. Кат. 155;
Колбасова Т. В. Портреты из портретной галереи Ярославского Архиерейского дома в собр. Ростовского музея церк. древностей // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 114-135; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 78.
Т. В. Колбасова
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Нил (Исакович Николай Федорович; 1796 - 1874), архиепископ Ярославский и Ростовский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский